На пограничье между жизнью и смертью: щука в фольклоре — кто она?

Царица подводного мира, хранительница переходов между Навью и Явью, зловещая хтоническая сущность и, одновременно, покровительница рожаниц, брака и семейного очага, дарующая процветание и исполняющая заветные желания. Как воспринимали щуку разные народы в прошлом?

В водоемах России именно щука является одной из самых крупных и при этом распространенных рыб, ее по праву считают хозяйкой пресных вод. Известный натуралист и классик рыболовно-охотничьей литературы Л. П. Сабанеев в своей книге 1875 г. «Рыбы России. Жизнь и ловля» писал, что «пудовые щуки» (16,3 кг) водятся в России «повсеместно».

Народная мудрость гласит: «Щука востра — взяла ерша с хвоста». В этой пословице ясно отражается общее отношение нашего народа к щуке — с нотками явного одобрения и восхищения его острым умом, творческим потенциалом и способностью добиваться успеха.

Отношение к щуке у славян: хтоническое существо покровительствующее новой жизни

Крупный размер рыбы в сочетании с хищным нравом и ярким внешним видом предопределил ее значимость в фольклоре и мифологии славянских, финно-угорских, германских и других народов.

В русском фольклоре щуку часто отождествляют с водяным, облик которого дополнен острыми щучьими зубами и характерной чешуей. Зубы хищницы нередко становились оберегом, который защищал обитателей дома от сглаза. Прихватив на рыбалку челюсть щуки, рыболовы были настроены на крупный улов.

Виктор Корольков. Водяной и новая женаВиктор Корольков. Водяной и новая жена

При этом щука парадоксальным образом одновременно связана и с жизнью (зарождение, процветание) и со смертью (поглощенье, безвременье). Так, с одной стороны, эта рыба, по представлениям древних славян являлась хтоническим существом, царствующим в подземных/иномирных водах. Связано это, по всей видимости, с настороженным отношением к воде в целом — последняя в русском фольклоре всегда выступает как некая «чуждая» человеку опасная стихия или скорее даже «граница между мирами» — нашим миром Яви и подземно-подводным миром Нави с его инаковостью, искаженностью, зыбкостью.

А. А. Смирнов, роспись на шкатулке, «Небылица про щуку из Белого озера», 1993 г.А. А. Смирнов, роспись на шкатулке, «Небылица про щуку из Белого озера», 1993 г.

Яркий окрас и внушительная длина сделали щуку в глазах народа схожей со змеей (или даже Ящером, способным целиком проглотить человека или жеребенка). Так, в одной из былин, эта величественная хищница, владычицей рек и озер описывается следующим образом:

Да, во славном было да Беле-озере

Заселилась да щука преогромная.

Да ребят-де хватат, да жеребят глотат.

С другой стороны, в славянской культуре рыба ассоциировалась с достатком, хорошим урожаем и изобилием. По весне с первой пойманной щукой делали долгосрочные прогнозы о будущем урожае. Массовое появление щуки в прибрежных водах сулило достаток. Символом плодородия также считалась и щучья икра.

Иван Билибин, ВолгаИван Билибин, Волга

В мифологии славян щуку нередко отождествляли с богиней Рожаной — покровительницей беременных женщин и семейного счастья. Вероятно, поэтому традиционные женские наряды часто украшали вышивкой с изображением хищной рыбы. Считалось, что это привлечет в дом удача, благополучие и процветание.

В фольклоре славянских народов щука выступает хранительницей семейного очага. Она стоит на защите семейного счастья молодоженов. У наших предков было принято, чтобы молодожены перед свадьбой дарили друг другу щуку. Этот презент демонстрировал желание молодых вступить в брак, создать крепкую семью.

Щука у финно-угров, карелов и литовцев

Финно-угорские народы также почитали хищницу. Согласно поверью, в одном из озер жила огромная щука — повелительница всех рыб. И хоть она снисходительно позволяла раскидывать в водах снасти, могла периодически забирать улов себе. Так же как и у русских, у финнов существует поверье о водяном, принимающем обличье щуки. Кроме того, в финно-угорских сказках и легендах часто сильные колдуны имеют дар превращаться в щуку — по всей видимости это указывает на то, что им подвластно перемещение по миру Нави.

Гигантская щука в Национальном музее, ХельсинкиГигантская щука в Национальном музее, Хельсинки

В карело-финском поэтическом эпосе «Калевала» (составлен Элиасом Леннротом в 1835—1849 гг. на базе фольклорных текстов собранных преимущественно в Карелии) щуке также отводится особая роль — по тексту она встречается неоднократно в самых разных контекстах и ситуациях. Так, главный герой эпоса Вяйнямёйнен смастерил из щучьей челюсти кантеле (струнный щипковый музыкальный инструмент), игра на котором так зачаровывает весь мир, что сама по себе является сильной созидательной магией. Сам Вяйнямёйнен также умел перевоплощаться в хищную рыбу. А порой уже перед ним стоит задача поймать щуку, чтобы добиться расположения возлюбленной:

«Принеси мне рыбу-щуку, щуку из реки Туони, что длиною в три сажени, шириной в две сажени».

Кантеле, Музей ИЗО, г.ПетрозаводскКантеле, Музей ИЗО, г.Петрозаводск

Образ щуки в карельском фольклоре наделен магической силой и величием. И даже в наши дни в рыбачьих поселениях на территории Карелии можно найти обереги в виде щучьей головы, прибитой к дереву.

Известный русский этнограф А. Н. Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» упоминает о поверье литовцев, в котором щука выступает повелителем рыб и хозяйкой озера.

Щука в русских сказках и литературе

Восточнославянские сказки описывают щуку как кудесницу, способную исполнять желания, помогать героям в борьбе со злом. Она выступает мудрой помощницей, которой под силу сотворить невозможное. Вместе с тем в ее облике прослеживается хитрость, прозорливость, а порой и коварство. Одним из самых известных литературных произведений, центральным персонажем которого стала щука, является народная сказка «По щучьему велению».

В сказке, пойманная простаком Емелей рыба, наделена поистине магической силой — способностью выполнять любые желания. Причем она честно исполняет все просьбы главного героя в обмен на свободу в соответствии с их договором. В данном случае ей присущи такие качества, как честность, порядочность и даже благородство.

Автор неизвестенАвтор неизвестен

Другой пример исполняющей желания щуки связан со сказкой "Иван — коровий сын" или "Бой на Калиновом мосту" , где у бездетных царя и царицы есть только один способ получить долгожданного наследника — царица должна отведать волшебную «щуку златоперую». Причем по сюжету магии щуки хватает на то, чтобы одновременно спровоцировать беременность как минимум у трех женщин (включая царицу) — для этого достаточно даже просто облизать ложку с волшебным кушаньем. Причем одна из них становится матерью того самого великого будущего героя Ивана, который и победит впоследствии Чудо Юдо на Калиновом мосту.

Но почему кудесницей выступает именно щука, а не сом или, скажем, осетр? Причина скорее всего в том, что щука обитает во всех без исключения регионах страны. При этом ввиду своей распространенности она еще и прекрасно узнаваема, в отличие, например, от более редких налима или таймени. Не менее важны и ее поведенческие особенности: щука обладает острым зрением, способна развивать большую скорость и успешно маневрировать. Кроме того, щука довольно хитра (или мудра?) — она не тратит силы понапрасну на преследование других рыб, а подстерегает свою добычу в засаде, выжидая идеальный момент, чтобы сделать один точный рывок.

Узнаваемость и особый набор качеств, без сомнения, поспособствовали тому, что щука стала народной любимицей. И в сказке «По щучьему велению» мы как раз видим мудрую и величественную особь. Кстати, интересно, что Емеля поймал рыбу в проруби голыми руками — сюжет правдоподобный, поскольку ее часто ловили на «заставах». К тому же рыба «молвит человеческим голосом», а выраженный рот, кажется, действительно способен говорить.

Филолог и фольклорист В. Я. Пропп в своих трудах отмечает, что именно щука стала олицетворением мудрости и опыта, накопленного поколениями.

«Расскажи великану, что в моем мире нет других рыб таких, как я. Я — щука!». В этих словах из сказки «По щучьему велению» подтверждается важность щуки как основной промысловой рыбы, которая не просто кормит, но и оберегает, покровительствует славянам.

В творчестве А. С. Пушкина также можно найти рыбу-кудесницу, исполняющую желания. Литераторы и фольклористы сходятся на мнении, что сюжет произведений «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о царе Салтане» был позаимствован великим русским поэтом из народного творчества. Няня поэта — Арина Родионовна часто пересказывала ему перед сном сюжеты народных сказок. В результате сказки, рассказанные любимой няней, обогатили творчество поэта, стали источником вдохновения.

В народном исполнении «Сказки о рыбаке и рыбке» именно щука, а не золотая рыбка, исполняет желания рыбака. Однако те три желания, которые загадывает старик, оборачиваются для него новыми трудностями и разочарованием. Здесь важно обратить внимание, что в словах и действиях обитательницы пресных вод всегда присутствует скрытый смысл.

Указания рыбы, на первый взгляд, звучат просто и без подвоха. Однако вдумчивый читатель увидит, что каждая фраза является кладезем мудрости. Нередко она озадачивает героев загадками, ответы на которые, помогут найти выход из сложившейся ситуации. Щука словно проверяет смекалку и сообразительность оппонентов, испытывает их настойчивость.

В изначальной народной версии пушкинской «Сказке о царе Салтане» мудрая рыба помогает сестрам царя вернуть человеческий лик. Обращенные в животных, сестры с благодарностью встречают спасительницу. Здесь щука — воплощение силы знаний, незаменимый мудрый помощник и друг.

Щука как талисман и оберег

Наши предки прекрасно понимали законы мироздания и умели черпать силы у природы, поэтому неотъемлемой частью славянской культуры были талисманы и обереги — своеобразные концентраторы этих незримых энергий. Под «талисманом» принято было подразумевать предмет, наделенный/заряженный определенными способностями, заключающий в себе некий посыл или охранительный способности. Оберегами выступали и специальные символы, изображенные на стенах жилища, одежде, украшениях и т. д. Одним из таких оберегов стала щука.

Оберег в виде щуки неразрывно связан с богиней Рожаной — он считался одним из лучших семейных женских оберегов, приносящих в дом мир, благополучие и здоровое потомство. Для славян щука — это всегда воплощение мудрости, а мудрость — это обязательное качество для хозяйки дома и матери. Кроме того щуке отводится роль своеобразного проводника между мирами, а сам процесс деторождения у наших предков всегда ассоциировался с переводом новой души из мира Нави в мир Яви, который роженица и должна осуществить. Люди верили, что в момент родов границы между мирами открываются и если женщина сильна — то она приводит в мир новую душу с «той стороны», а если нет — то ее саму «утягивает в свою бездну иномирье».

Н. Е. Грысык в книге «Щука в верованиях, обрядах и фольклоре русских» отмечает, что рыба нередко упоминалась в связи с появлением у славян потомства. Так, она способна защищать новорожденного от сглаза и болезней. Талисман в виде щуки дарует ребенку терпение, жизненные силы и мудрость.

Особой силой наделяли наши предки щучьи зубы. Согласно поверьям они обладали повышенной концентрацией жизненной энергии, что позволяло не просто исцелять болеющих, но и защищать от сглаза или нечисти.

Считалось, что, подвешенные к воротам или входу в дом хребтовые щучьи кости и зубы, отгоняют от дома болезни, берегут от недоброжелательных гостей и их дурных мыслей. Неоднократно в народном творчестве встречаются так называемые «заговоры на щучьи зубы». Именно острые зубы щуки применялись в обрядах лечения грыжи. Знахарь проводил рыбьей челюстью по грыже, производя символическое «загрызание» хвори.

Однако щучьи обереги использовали не только на территории жилища, но и носили на теле — особенно в летнее время. Например, бытовали поверья о том, что щучьи зубы хранят от укусов змей, а юным девушкам и невестам спрятанные под платьем щучьи зубы помогали избежать сглаза.

Известно, что в Заонежье эту рыбу применяли в специальном обряде, который оберегал стадо скота от негативного внешнего воздействия. Также щука помогала увеличить поголовье скота, а при первом выгоне на пастбище щучью голову обязательно подкладывали под ноги коровам и быкам. Хороший рыбак всегда отправлялся на промысел с амулетом в виде щучьей челюсти. Охотничьих собак лечили порошком из высушенной рыбы.

Щука в пермском зверином стиле Прикамья

«Пермский звериный стиль» — это совокупное название артефактов VII — XII  в. н. э. , представленных преимущественно в виде бронзовых литых пластин. В огромных количествах их находили по всему Уралу и Сибири, но в особенности в окрестностях Перми. Смысл многих сюжетов по сей день остается загадкой, как и то — кто именно является создателем этих изделий.

Чаще всего они приписываются чудским мастерам — поэтому иное их название «чудские образки». Читать подробную статью про пермский звериный стиль.

В рамках нашего исследования интерес представляет то, что щука-ящер является одним из наиболее распространенных образов пермского звериного стиля (наряду с человеком-лосем, медведем в жертвенной позе, ликами-масками и птицелюдьми).

Фигурка "Сарт — столетняя щука", пермский звериный стильФигурка "Сарт — столетняя щука", пермский звериный стиль

Например, бронзовая фигурка под названием «Сарт — столетняя щука (ящер) с лапами» была найдена в устье реки Язьвы (левый приток Вишеры, Пермский край). Археологические исследования указывают, что изделие были создано в промежутке с VI по X век.

Бронзовых пластин с изображением щучьего или рыбьего ящера существует великое множество, а споры о том — что именно за зверь или рыба на них изображены идут до сих пор. Впервые щука была названа «ящером» в описании альбома «Древности камской чуди», отрисованной по коллекции Теплоуховых. Там указано, что загадочное животное представляет собой симбиоз зверя и рыбы: голова и тело скорее рыбьи, а глаза будто принадлежат дикому зверю.

Пластины с изображением щук-ящеров, пермский звериный стиль.Пластины с изображением щук-ящеров, пермский звериный стиль.

Согласно пермским преданиям огромную щуку сотворил небесный бог Сол-тур. Затем он намеренно обезглавил свое творение, опасаясь жестокости хищницы. Однако щука сумела вновь создать себе голову и стала способна поглощать все живое на своем пути. Здесь мы видим щуку уже как жестокое, кровожадное существо, но при этом обладающее огромной жизненной силой и живучестью. Вероятно, подобное сочетание качеств делает щуку идеальным кандидатом на роль живого воплощения нижнего (Навьего) мира.

Кстати, согласно другому старинному пермскому преданию, нельзя трогать старых щук, поскольку они являются сторожами нижней границы мира.

Щука и Сварожий круг — созвездия славян

Невозможно не упомянуть о Сварожем круге — пути, по которому движется Солнце, преодолевая Небесные Чертоги (созвездия).

Ясно что звезды на небосводе можно чисто визуально сформировать в разные созвездия — каждый народ в зависимости от своей мифологии, климатических условий и традиций увидит в них — то Лося и Орла, то Кенгуру или Эму. Сегодня во всем мире «закрепились» греческие варианты объединения и наименования звезд, привязанные к античной мифологии (Кассиопея, Андромеда, Персей и т. д.). Однако, в прошлом разные народы — не исключая и славян — называли созвездия по другому. Читать подробную статью о славянских названиях созвездий на базе этнографических материалов.

Максим Кулешов. ЩукаМаксим Кулешов. Щука

Существует версия о неком упорядоченном славянском зодиакальном круге (Сварожьем), который включал в себя 16 разных чертогов (созвездий), в том числе такие как Щука, Вепрь, Дева, Лиса, Волк, Медведь… (именно по этим чертогам движется Луна-Месяц в сказке «Колобок», когда то волк, то лиса откусывают от него по кусочку). Информация на этот счет довольно расплывчата и точный ее источник установить проблематично, поэтому есть риск, что все эти названия чертогов — это своеобразный «новодел», сочиненный кем-то в недалекие от нас времена. В то же время, есть вероятность, что это могут быть и реальные дошедшие до нас крупицы знаний, сохраненные кем-то и обнародованные не так давно. Предоставим читателю самому сделать выбор какой точки зрения он придерживается. Напишите в комментариях, если что-то знаете о зодиакальном круге славян непосредственно от своих предков.

Как бы то ни было, если верить в существование данного Сварожьего круга, то Щука занимает в нем важное место и это еще раз подтверждает, что славяне относились к хозяйке вод с особым почтением.

Связь щуки с христианством

Согласно поздним христианским представлениям, рыба вообще — это один из символов Христа. А поскольку на голове щуки есть характерная крестообразная кость, то она стала считаться оберегом и у некоторых христиан. Так, германские народы полагают, что крест на голове щуки символизирует страдания Иисуса Христа, а молоканы — последователи одного из христианских учений по схожим причинам осуждают употребление щуки в пищу.

Также пресноводная рыба стала одним из проявлений Великой Матери. Так, согласно одному из христианских преданий, Всевышний создал щуку, чтобы у пресноводных рыб была царица, предводительница.

Ихтис — акроним (монограмма) имени Иисуса Христа.Ихтис — акроним (монограмма) имени Иисуса Христа.

То есть удивительным образом, даже при кардинальной смене мировоззрения с языческого (ведического) на христианское, щука осталась важным символом, к которому испокон веков относились с уважением.

Щука на гербах городов в России

Челигинское СП (Краснодарск.край), г.Щучье, Новошешминский район (Татарстан)Челигинское СП (Краснодарск.край), г.Щучье, Новошешминский район (Татарстан)

Выводы

Удивительная история, связанная с щукой, произошла в 1794 году: во время очищения воды в Царицынских прудах была поймана щука, на жаберной крышке которой было найдено кольцо с гравировкой: «Посадил царь Борис Фёдорович». Царь Борис Годунов управлял русским государством в период с 1598 по 1605 год, поэтому вывод был таков: рыбе, пойманной в Царицынских прудах не меньше 200 лет!

Щука — необыкновенный персонаж, который вобрал в себя противоречивые черты. Величественная и мудрая, она может быть коварной и жестокой, воинственной и дружелюбной. Царица подводного мира, хранительница переходов между Навью и Явью, зловещая хтоническая сущность и, одновременно, покровительница рожаниц, брака и семейного очага, дарующая процветание и исполняющая заветные желания. Щука — как и все древние образы — необычайно многогранна и сложна — куда сложнее черно-белых понятий Добра и Зла.

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" — зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

"Голубиная книга" — древнейший памятник русской словесности полный загадок и намеков. О чем он рассказывает?

Почему в русских сказках и присказках нет лося? Сакральное животное древних славян

Оригинал сказки про Репку – загадка над которой бьются уже более столетия. Что это за "ноги"?

Разбор самой загадочной русской сказки — Крошечка-Хаврошечка

Разбор сказки «Бой на Калиновом мосту»: почему Иван — "коровий сын", где находится этот мост и кто сражается с Иваном?

***************************

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал — это очень помогает его развитию!

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"

Источник

Добавить комментарий